Конец июля - время окончания жатвы. Когда эта работа завершена, полагалось серпы сложить на сжатой полосе кругом, пригласить священника и отслужить молебен, после которого серпы окропляли святой водой. Только после этого их уносили домой - до следующего года.
В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы. В баню надо было ходить с большими предосторожностями, чтобы не обидеть банного духа. Это существо невидимо и чаще всего обнаруживает себя только шумом. Он беспощаден к тем, кто ему не понравится, - тогда он кричит, стучит, кидается камнями или плещется кипятком. Видеть банника - к беде, и предстает он перед людьми в разных обличьях, живет это существо под полком или под каменкой - банной печью. Баня, как место пограничное, на стыке двух миров, особенно опасна для человека из-за постоянного присутствия там нечистой силы, и тем более, что в этом помещении не вешают икон и люди снимают с себя охранительные кресты.
Считали, что банники сами очень любят париться и моются в четвертый или в третий пар - то есть после двух или трех смен побывавших в бане людей. Поэтому для них обязательно оставляли мыло, полотенце, воду, веники, а само помещение содержали в чистоте. Нельзя мыться и в одиночку, после захода солнца и после полуночи.
Настало время заготовок, и с этого дня старались сделать побольше всевозможных варений и солений. «Омельян пришел, грибов-ягод нашел, велит заготавливать», - приговаривали наши предки, возвращаясь из лесу с полными корзинами и туесами.


