Коляды Даръ - календарь

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 20.3.2009, 14:28

21 марта - День Весеннего Равноденствия.

С увеличением длины светового дня оживает вся природа, земля как-будто просыпается после долгого тяжелого зимнего сна. Недаром, в разные времена у разных народов северного полушария этот день считался не только началом весны, но и началом новой жизни, воскрешением. С днем весеннего равноденствия связано много древних мифов и к нему приурочено множество различных праздников.

Главный Праздник Бога-Солнца

С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил. Жизнь человека всегда была связана с солнцем. И тогда, когда наши далекие предки прятались от своих многочисленных врагов в пещерах и выходили из них только при свете солнца. И много позже, когда для земледельцев и скотоводов весеннее солнце пробуждало природу. А вместе с ней и мечты о новом урожае. С древних времен у всех народов день весеннего равноденствия почитался за главный праздник бога-Солнца.
Комоедица, Масленица: костры, блины и...медведи

Да-да, Масленица! И не говорите мне, что блины в этом году вы уже ели. Это сейчас. А в Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу.

Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Теперь, благодаря "стараниям" христианской церкви, этот знаковый для русских славян праздник иногда перемещается практически на зиму (по современному календарю он отмечается за семь недель до христианской Пасхи). Представьте, печь блины, которые символизируют приход весны и настоящего Солнца-Ярилы, зимой.

Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее равноденствие - 21 марта (21 белояра или зимобора).

На Масленицу сжигали чучело Морены, Богини Зимы и Смерти. Древние языческие корни этого буйного и веселого праздника не только в огненном действе, но и в массовом поедании блинов, символизировавших Солнце: тем самым каждый человек как бы приобщает себя к солярной природе, часть которой он просто-таки физическим образом растворял в себе. Во время огненных действ существовал также обычай (неповсеместный) катать зажженные колеса, которые также символизировали горящее Солнце". Масленица персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны было перенесено на персонаж, который встречали с величайными песнями в начале праздника на горках. Масленицей назвали также чучело из соломы, обряженное а женское тряпье, иногда с блином( от масляного блина – само название "Масленица"), олицетворявшим Солнце, или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течении масленичной недели, а затем хоронили или провожали зиму в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или , что делалось чаще) сжигая на костре, разводившимся на возвышенности.

Прощаясь с Зимой, русичи славили бога весеннего солнца и плодородия - Ярилу. Его народ представлял себе красивым молодым мужчиной, пылким влюбленным женихом, одетым в белые одежды, босым разъезжающим на белом коне. В правой руке он держал соломенное чучело зимы, а в левой - ржаные колосья. На голову Яриле (жрецу, призванному изображать этого бога) надевали венок из первых полевых цветов. Таким же венками на празднике в честь Ярилы украшали себя девушки и молодые парни.

Ярило принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия. Ярило - бог весны, воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой. Ярило распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает живительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств.

Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является медведь. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Крестьяне готовили специальные кушанья и плясали вокруг ряженого ритуальный танец, подражая движениям просыпающегося медведя.

Праздник назывался "комоедицы". Что обозначает это слово? Первое, что приходит в голову - это есть комы, что-то "скомканное" из муки. Впоследствии это действительно стало интерпретироваться именно так. Хозяйки пекли специальные “комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя. Но оказывается, что происхождение Комоедиц связано с Древней Грецией.

Помните Артемиду или Диану, богиню-охотницу? Артемида, дочь богини Лето и сестра златокудрого Аполлона изображалась с ланью и медведем. В Аттике в честь Артемиды жрицы богини исполняли священные пляски, одевшись в медвежьи шкуры и приносили медведя в жертву. В ее храме держали прирученного медведя. Есть еще одна интересная история. Сама оставаясь девственницей, Артемида требовала этого от своих спутниц. Подругу Артемиды, нимфу Каллисто соблазнил Зевс. Когда Артемида при купании увидела, что Каллисто беременна, то со злости превратила ее в медведицу и натравила собак. Зевс же, спасаю свою возлюбленную, переместил ее на небо в виде созвездия Большая Медведица.

Март, месяц когда медведи просыпались от зимней спячки, был посвящен этой богине-охотнице. По солнечным фазам это совпадало с весенним равноденствием. Медвежьи праздники именовались у греков comoedia, что послужило основой позднейшей комедии.

Масленица и комоедицы - это встреча весны, пробуждение природы, весеннее равноденствие. Последний звериный маскарад, горящие костры, горящие колеса, спущенные с горы в честь разгорающегося солнца.
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Анюта
Сообщения: 3786
Зарегистрирован: 22.4.2008, 02:09

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Анюта » 20.3.2009, 19:38

Юнона,все правильно. Да по Каляды Даръ Масленница отмечается на весенне равноденствие. Праздник начинается с 21 с вечера идет подготовка 22 го День прихода Весны и Богини Весты, Богини Весны. Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Морены. Богиню Весту также еще называют Покровительницей Обновляющегося Мира, доброй Богиней Весны, которая управляет приходом на землю Свята Расы-Весны и и пробуждением Природы Мидгард-Земли. В день Весеннего Равноденствия в Ее честь устраивали всенародное гуляние, обязательно пеклись блины, как символ Ярилы- Солнца, куличи,баранки и бублики с маком, как символ пробуждающейся после зимнего сна земли, пряники в виде жаворонков и печенье со свастичной символикой. Кроме того Богиня Веста символизировала не только обретение Древней Мудрости Вышних Богов представителями Славянских и Арийских Родов, но и получение приятных, добрых вестей в каждом Роду Великой Расы.И сразу Масленница после нее в этот же день И переходит на следующий 23 марта, проводы Зимы. Красногор, Масленница А за ними идут дни поминовение предков наших.
28 День Богини Тары И опять поминовение предков.до 5 апреля. А 5 апреля Пасхеть

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 25.3.2009, 09:43

[font=Cursive]По самым древним славянским поверьям, 25 марта открывалось небесное царство богов, Сварга, и на землю спускалась богиня Жива-Весна.[/font]

21-22 марта в западной Европе чествовали Остару (Ostara, Eostre), или отмечали день Госпожи - праздник богини весны и плодородия, предшественника современной Пасхи. Древние кельты и германцы тоже считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. В этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц - вестников настоящей весны, а также праздновали первый приплод и начало лактации у овец. Остара - одна из самый "старых" богинь, свидетельства о поклонении ей датируются концом 2-го тысячелетия до н.э.!

Христианская церковь, желая переключить внимание христиан с прочно засевших в памяти языческих обрядов, приурочила к весеннему равноденствию праздник Благовещения (25 марта у католиков, 7 апреля по новому стилю у православных).

25 марта Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью.

На Открытие, в третий и в последний раз закликается Весна, никто не работает, когда открывается Сварга.

С наступлением утра угощаются печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.

В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?

Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: “Вот тебе, матушка Весна!”. С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвещённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых. Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту. Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая:

Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье:

Мороз- Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.

Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 25.3.2009, 09:47

23 (24) марта (березня, березола) - в день весеннего равноденствия славяне отмечают великий праздник "Масленицы". Второе название этого праздника "Комоедицы" (бел.), которые празднуют когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается приРОДа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой. (20 марта). Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному (языческому), а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленицы плавающая дата. Православные христиане отмечают Благовещенье 25 марта, кое почиталось третьими Закличками Весны). В народе говорили: "На Благовещенье Весна Зиму поборола", чему радуется всё живое: "Красна девка косы не плетёт, птица гнёзда не вьёт", и даже само Солнце "играет"; "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Знаменитая русская поговорка "Не всё коту Масленица", наилучшим образом даёт характеристику (упомянутого) благодатного времени. Будучи Великим Праздником, Масленица именуется также - Весёлой, Широкой, Честной, Обжорной и т.п. Среди великих языческих славянских праздников, Масленица - первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового действа.

Масленица - один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию (Солнцестоянию). Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга, и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входит в Силу после зимы, а души предков "прилетают на птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков. Время возрождения - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей ПриРОДы. Сразу за Масленичной неделей следует Комоедица - медвежий праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.

По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура), то ликом бледным - нежной девушки, а на весеннее равноденствие - в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Традиция - сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца (Мороза), до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир.

Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.

На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок."

Торжественно везут к капищу на соломенной "кобыле" куклу Марены (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню:

"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,
В блинах поваляться, сердцем потешиться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка".

Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.

Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.

Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды.

"Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои..."


Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена.

"Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!"


Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. "Марена" падает, что должно означать её "смерть". "Усопшую" со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: "Марена загорела, всему миру надоела!"

Заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую Зиму песней:

"Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладьями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом."


Прыгают через небольшой костёр, сложенный "шалашиком", обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: "С горы катились, с весной воротились!"

С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.

Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" (или "поедающий комы"), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным ("настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. "Ком", возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда берендеи?..

Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). "Медведь" не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда "медведь" начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью "ногу". Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая "медвежью" песню:

"Скрипи, нога, скрипи, липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит,
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, да на шкуре сидит,
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит,
Мою кожу сушит."

Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.

После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни "на коняшках" пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 25.3.2009, 09:49

продолжение :

После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк...

"Кулачки", как и "городок", олицетворяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, "мирового дерева", на котором находится Ирий, попасть туда не просто. "Ручеёк" это отголосок тех давних времён, когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях, написал "аки скотъ блудяху". По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал, обычай переродился в обрядовую игру, с которой начинались первые весенние попытки найти суженных. Кроме того, "ручеёк" служил ещё одной цели - отбору молодых людей с девиантным (отклоняющимся от нормы) половым поведением, с последующей выбраковкой. Вообще все игры, с виду напоминающие обычные забавы, были важными средствами социального (естественного) отбора, подготовки будущих воинов и охотников. Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях (народный обряд, призванный придать силу пробудившейся растительности), но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший такое качание запретил.

Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:

"И Сварог Небесный промолвит:
Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слёзы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни до конца веков!"

При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: "Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой". Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

http://slav.olegern.net/news.php?readmore=175
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 3.4.2009, 09:27

[font=Cursive]Апрель. [/font]

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель Землю красит.

В апреле земля теплеет и воду разливает.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

[font=Cursive]Древнее славянское название Апреля: Розанцвет, березозол, кветень.[/font]

[font=Cursive]Дерево месяца – Ольха.[/font]

Ольха сестра орешника. Не смотря на то, что в отличии от него она не приносит съедобных плодов, ольха также с глубокой древности была почитаема в качестве растения магического, а также лекарственного. В традиционной народной медицине широко использовались настои на ольховых шишках и сережках. Их употребляли при потере жизненного тонуса, весенней усталости, а также, поскольку ольха считалась растением преимущественно женским – при женских болезнях.

Подсушенные шишки ольхи использовались в качестве амулетов: люди верили, что их ношение при себе дарует обладателю удачу в денежных и деловых предприятиях. Впрочем, случалось, что шишечки служили амулетом и ворам, а то и прочим лихим людям.

Эти же соплодия женщины использовали в приворотной магии, наговаривая на них и подбрасывая в дом своего возлюбленного; настоем из них могли с той же целью угостить непонятливого мужчину.

Особое внимание древних ведунов и знахарей привлекало удивительное свойство древесины ольхи краснеть на воздухе. Из-за этого в поздние времена ольху почитали деревом нечистым: мол, краснеет она от стыда.

Привлекала ольха и внимание служителей воинских культов: ей приписывали чудесное свойство оберегать в бою ратников, исцелять раны и так далее.

Сегодня ольху наравне с осиной, тополем и некоторыми другими деревьями применяют для избавления от негативной энергии, а также для ускорения залечивания ран и ушибов, для чего плашку из этих деревьев прикладывают к поврежденному месту. Действительно, по не очень понятным причинам, использование деревянных плашек в целебных целях позволяет быстрее залечивать раны, даже достаточно серьезные.

[font=Cursive]Оберег месяца.[/font]

Знаки засеянного поля, уподобленного чреву ожидающей ребенка женщины, и прорастающего зерна известны многим. Апрель – пора сева яровых и роста озимых, поэтому символы-пожелания и символы-заклинания грядущего урожая вполне уместны. Рядом – знаки неба и туч, посылающих на землю дождь. Такой узор называется «стёкла» - возможно, как напоминание о том, что по некоторым древним представлениям небеса сделаны из хрусталя.

Привлечение и защита, того, для получения чего затрачено очень много труда и сил – чем не подходящее современное толкование древних знаков? Эти символы могут обеспечить и успешное завершение новых, весенних начинаний и достойные плоды прежних усилий, приложенных минувшей осенью в пору сева озимых, - иными словами, добиться желанного результата и перейти на новый качественный уровень.

[font=Cursive]Обрядовая кухня апреля.[/font]

Печенья-жаворонки, караваи, колобки.

Жаворонки, хотя и именуются печеньями, не очень-то напоминают нам с детства привычное «Юбилейное» или «Земляничное». Просто мягкие сдобные хлебцы в форме весенней птахи перелетной.

Караваи – хлеба округлой формы, напоминавшие корову или быка, - также были в ходу как обрядовая пища. Интересно, что у «коровая» есть родственница, хорошо нам всем известная. Это коврига, которая раньше обозначала «цельный хлеб». Посему вполне уместным будет привести сравнительно несложный рецепт приготовления любимого взрослыми и детьми лакомства – медовых коврижек.

Для приготовления одной коврижки требуется уварить 0,5 кг меда с чайной ложкой корицы, гвоздики, мускатного ореха, имбмря, кардамона и остудить. Не удивляйтесь: многие из этих пряностей, хоть и доставлялись из далека да стоили немало, бытовали еще в Древней Руси.

Пока мед остывает, надо взбить с сахаром 5 куриных яиц, добавить туда 1,5 стакана муки и замесить крутое тесто.

Поставьте тесто в теплое место на 3-4 часа, несколько раз тщательно перемешайте в течение этого времени. Затем добавьте еще 1,5 стакана муки, чайную ложку соды, как следует перемешайте, выложите на противень и дайте постоять еще около часа, чтобы тесто хорошо поднялось.

Выпекают коврижки в духовке при умеренной температуре примерно 45 минут. Готовую коврижку пропитывают пряной медовой смесью, сверху обливают глазурью, смазывают медом.

[font=Cursive]1.04 - 1 кветня - День пробуждения Домового [/font]
День пробуждения домового "Марья-зажги-снега, заиграй овражки".

[font=Cursive]3.04 - 3 кветня - Переплут [/font]
День Переплута - хозяина водяных. Ночью приносят требы и жертвы водяным. После чего водяной в ту реку, куда была принесена треба, пригоняет рыб побольше да пожирнее, кроме того бывает милостив к рыбакам, не рвёт сети. Такие же требы приносят и Переплуту в моря и озёра.

http://charovnici.narod.ru/slav_732_4.htm
http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=13
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 10.4.2009, 07:41

[font=Cursive]6.04 - 6 кветня - День пробуждения Лешего[/font]

[font=Cursive]7.04 - 7 кветня - День Богини Карны - Плакальщицы ("Благовещенье")[/font].

[font=Cursive]7.04-14.04 - 7-14 кветня - Перунова Неделя[/font] *(точная дата вариативна)

Перунова неделя. Празднование этой недели уходит корнями в языческие, древние времена, когда поосле весеннего равноденствия (22 марта) начинались обряды, посвященные приходу весны. Непосредственно примыкавшая к этим празднованиям неделя называлась перуновой и посвящалась этому богу. В течении всей недели Перуну посвящались жертвы, которые должны были помочь божеству победить темные силы зимы. Для этого на возвышенных местах разжигали костры (перуновы костры). После принятия христианства Перунова неделя органично вошла в годовой цикл праздников, и все обряды стали приуроченными к пасхальной неделе (что в принципе одно и тоже).

С понедельника начинали убирать, чистить и мыть дома и другие помещения, подготовляя их к встрече весны (в православии Пасхи). Во вторник изготовляли "боченое молоко": брали нежного конопляного или льняного семени, толкли его в ступе и разводили водой. Взвесь мелких капелек масла приобретала белесоватый оттенок. Считалось, что соченое молоко оберегает от нечистой силы, защищает от болезней. Этим раствором также поили скотину, обеспечивая ей сытую жизнь и обильный приплод.

В среду совершали ритуал обливания скотины "живой водой". Чтобы получить такую воду, по оврагам собирали снег. Когда он таял в избе, в ведро добавляли несколько крупинок прошлогодней "четверговой соли". Водой обливали всю скотину предварительно выгнав ее во двор, а затем брызгали по углам хлева и курятника. Тогда же старались умилостивить нечистую силу, особенно домового. Под угол дома или на чердаке клали еду и приглашали домового ее отведать, произнося приговор: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотинку паси". Похожим образом пытались умилостивить лешего (уже в более поздние времена христиане предварительно снимали нательный крест) , затемно отправлялись в лес. Там, сев на поваленную березу или осину, клали принесенное угощение и приглашали лешего: "Царь лесной, царица лесная, возьми на доброе здоровье, дай мне на плод, на род". Затем собирали на земле муравьев и приносили их в хлев.

Если Четверг приходился на морозный день, то совершали ритуал "кормления мороза": варили овсяной кисель, наливали его в миску и ставили на окно или выносили его во двор, приглашая Мороз отведать кушанье: "Мороз, мороз, не морозь наш овес, киселя поешь и нас потешь". Иногда вместе с морозом приглашали зверей: "Волки, медаеди, лисицы, куннцы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть". Чтобы уберечь скотину, совершали обряд "выкликания скота". Для этот кричали в открытую печную трубу, последовательно перечисляя весь домашний скот. Вместо трубы могли использовать окно дома. В этом случае соседка или один из членов семьи стучали в окно и спрашивали: "Дома ли коровки (овечки)". Хозяйка тотчас отвечала: "Дома, дома", В диалоге также назывались все огородные и зерновые культуры и предметы домашней утвари. Со временем обряд утратил первоначальное значение и превратился в детскую игру под названием "Кто дома?" В четверг же топили баню, и обитатели дома мылись. Кроме того, в этот день отдавали дань культу предков: готовили баню для мертвых и оставляли для них поминальную трапезу. Поэтому четверг называли "чистым". Одновременно при топке печи в ней пережигали соль: щепотку соли заворачивали в узелок и клали внутрь печи. Когда кончали топить, соль доставали. "Четверговая соль" использовалась в лечебных целях: узелок с четверговой солью хранили в ладанках, позднее божницах или за иконами.

[font=Cursive]14.04 - 21.04 - 14-21 кветня - Фомина Неделя[/font]
Неделя поминовения усопших. (вторник на этой неделе - Радуница - поминание родных и близких); (четверг - (опасный) - "Навий день").

[font=Cursive]14.04 - Марья-пустые щи[/font]
К этому дню выходил запас кислой капусты.
"На Марью снег и под кустом растаял"

[font=Cursive]15.04 - Тит-Ледолом. Поликарп.[/font]
Ломается лед, вскрываются реки, начинается ледоход. «Загуляла река-матушка».

Поликарпов день - начало бесхлебицы. "Всякого нета припасено с лета", "Весна красна да голодна."
- Тит, иди молотить?
- Брюхо болит.
- Тит, иди кисель есть?
- Где моя большая ложка!

[font=Cursive]16.04 - Никита-Водопол[/font]
Разливаются реки. "Водяной просыпается от зимней спячки"

[font=Cursive]18.04 - Федул-Ветренник[/font]
Наступает весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. "Пришел Федул - теплом подул";
На Федула сверчки просыпаются, оживают божьи коровки.
Божья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.

[font=Cursive]21.04 – Родион ревучие воды. Ледолом. Встреча Солнца с Месяцем[/font].
«Вешней воды и царь не уймет».

На Родиона запахивают.
По старинному поверью солнце в этот день встречается с месяцем. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем. Из этого выводят предположения о хорошем лете. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето. По поверью, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что он делает, а месяц не более того знает о солнце. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье, где были, что видели, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры, а это всегда оканчивается землетрясением. Чаще в этой ссоре обвиняют месяц, называя его гордым и задорным.

В этот же день отмечается и Руфов день. "Руф дороги порушил (распутица)". "На Святого Руфа путь рушится".
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 23.4.2009, 09:52

[font=Cursive]14.04 - 21.04 - 14-21 кветня - Фомина Неделя[/font]

Неделя поминовения усопших. (вторник на этой неделе - Радуница - поминание родных и близких); (четверг - (опасный) - "Навий день").

[font=Cursive]22.04 - 22 кветня - Лельник[/font]

Лельник — праздник, посвещённый Богине девической любви — Леле. Наш, славянский, “женский день”. Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни.

[font=Cursive]23.04 - 23 кветня - Ярило Вешний[/font]

В этот день проводится важный обряд — Отмыкание Земли. Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Ярило (как и Хорс) ещё и покровитель коней. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!
Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили “бяшками” — особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда “обхода”, после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала “от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего”. После чего волшебный круг замыкался железным замком. С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

30 кветня (30.04) заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывая их посетить землю: “Летите, милые деды…”. Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшенную кашу, крашеные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе “боряхуся по мертвецы”, показывая свое боевое искусство.

С высокой горы катают крашеные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи на той же горе раскладывают дрова для большого костра.

В ночь с [font=Cursive]30 кветня (30.04) на 1 травня (01.05) начинается праздник — Живин день.[/font] Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь.

Весь наступающий день 1 травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

[font=Cursive]25 апреля - Василий Парийский. Землю парит.[/font]

"Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает".
"На Василия и земля запарится, как старуха в бане".

Парит кручи, пар от земли струится, тепел и животворен. Охотники утверждают, что на этот день медведь выходит из берлоги. О зайцах говорят: "Заяц, заяц, выскочи из куста". Зайцы бегают днем. "Заяц на слуху!" "Заяц - сед, навидался бед".

[font=Cursive]27 апреля - МАРТЫН-ЛИСОГОН[/font]

Переселение лисиц в новые норы, ворон - в новые гнезда.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются со старых нор в новые и в первые три дня и три ночи своего переселения бывают слепы и глухи. "На Мартына курячья слепота на лисиц нападает".

Вороний праздник (ворон кормили хлебными крошками). В этот день замечают, что ворон купает своих детей и отпускает в отдел, на отдельное семейное житье.

[font=Cursive]28 апреля – Пуд.[/font]

«На святого Пуда доставай пчел из-под спуда». Выставляют пчел из омшаников для облета.

[font=Cursive]29 апреля - ИРИНА-РАССАДНИЦА[/font]

Ольха цветом обвисает.
В этот день сеяли капусту на рассадниках, приговаривая: "Родись, капустка, бела и кругла".

[font=Cursive]30 апреля - ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК.[/font]

В этот день с обрядами и заговорами вывозят пчел на пасеки. Проходя мимо ульев, дети приговаривали:

Яры пелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 29.4.2009, 07:59

[font=Cursive]Май.
Древнее славянское название Мая: Травень, Червень.[/font]



[font=Cursive]Дерево месяца – Черемуха.[/font]

Черемуха – традиционное «майское» дерево, и его символика тесно связана именно с символикой весны, весенним расцветанием природы, соловьиным пением, любовными встречами и знакомствами, весенней магией и разного рода оздоровительными обрядами.

Цветущие ветви черемухи – традиционное весеннее украшение жилища. Их аромат очищает воздух от зловредных магических воздействий, а также отпугивает насекомых, и как позднеее установила наука, обладает выраженным бактерицидным действием.

Ягоды черемухи, благодаря своему вяжущему действию, широко используются в фитотерапии: их применяют при заболеваниях слизитых оболочек ротовой полости, желудка и кишечника. Это также давно испытанное витаминное средство, особенно в зимнее время. Сушенные ягоды входят в состав кроочестительных, желудочных, почечных сборов, из них делают начинку для пирогов, мармелады и т.п.

В народе бытует такая леганда: когда Боги спускались на Землю, чтобы помогать людям, каждый из них выбрал себе дерево: зимний – зимнее, весенний – весеннее и т.д. Одна из молодых Богинь зимы нежно полюбила бога наала лета и для того, чтобы быть хоть немного ближе к своему возлюбленному, выбрала черемуху. Оттого ицветы черемухи белы как снег, оттого и цветение черемухи всегда совпадает с майским похолоданием. Но любовь их всякий раз оказывается кратко временной, поэтому и лепестки черемухи так быстро осыпаются.

Естественно, подобное поверье не могло не отразиться в соответствующих обрядах весенней женской магии. Обереги из древесины черемухи приносят удачу в любовных похождениях.

[font=Cursive]Оберег месяца.[/font]

В этом узоре народного пояса соединены знак Радоницы и изображение всадника (надо, думать Ярилы, божества жизнетворной силы-яри). Радоница – сохранившийся до наших дней праздник поминания предков, чьи души по весне приходят на Землю и помогают своим потомкам. Издревле ритуальные обращения к дедам и плачи на могилах в специальные дни призваны были обеспечить плодородие полям, урожай в садах, приплод животных – домашних и лесных, удачу в делах.

Помощь из иного мира, помощь прародителей, адресованная молодым, «ярым», и сама порою бывает неожиданно яркой и по мощи своей подобной пышному и стремительному цветению. Именно сейчас закладывается основа грядущего благополучия. Даже праздник и гуляние – в сущности, работа, результат которой может быть получен не завтра, но позже и после тяжелого труда. Символ помогает сегодня обеспечить свое отдаленное будущее.

[font=Cursive]Обрядовая кухня мая.[/font]

Обрядовая пища весенних праздников:

Блюда из яиц и собственно яйца, каши.

Каши из разного зерна и разного способа приготовления были не только обыденной пищей русских людей (учеными доказано, что каша древнее хлеба). Едва ли без них обходился хоть один из крупных праздников. Могли меняться виды зерна, чуть-чуть иными могли быть способы приготовления, но блюда из цельного или дробленного зерна присутствовали на праздничных пирах и ритуальных братчинах постоянно. Иначе и не могло быть: отношение к зерну как к символу будущей жизни, символу возрождения определяло роль таких блюд в обрядовой практике.

Мы с удивлением обнаружили, что традиционные русские каши готовили несколько иначе, нежели сегодня делает большинство кулинаров. Так, зерно для гречневой каши и каши из «сарацинской» крупы (то есть риса), дабы придать им лучший вкус и сделать рассыпчатыми, принято было перед варкой прокаливать в масле (жире) на не очень сильном огне. Аналогичным образом сейчас прокаливают в Средней Азии рис для плова. Прокаливают, засыпая сухую очищенную (а то и промытую) крупу в разогретый жир или масло на несколько минут. Рис при этом обычно темнеет, а вот с гречкой нужно быть внимательнее, так как она просто незаметно чернеет и легко может подгореть.

После прокаливания крупу заливают горячей водой в пропорции 2:1 (или с таким расчетом, чтобы она покрыла крупу, доливая по мере выкипания) и варят обычным способом до готовности. Соль кладут по вкусу.

Подают кашу с маслом – сливочным или растительным, молоком, а любители могут сдобрить ее ароматными травами, добавив их примерно за 5 минут до готовности блюда. Уместно на празднике добавить в кашу мелкорубленые вареные яйца.
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 29.4.2009, 08:17

О майских праздниках уже говорила Янина :
Янина @ 29/4/20О8, 15:25 писал(а):
У меня есть всё по дням:
2 мая. - День почитания Мудрости Бога Крышеня. Бог-Покровитель Древней Мудрости. Бог, управляющий совершением Обрядов и Праздников, наблюдающий, дабы не было кровавых жертвоприношений.
Гимн Богу Крышеню: Бозе Заступа, Крышень Великий! Ты светлых Земель всех во Сварге Покровитель! Тя прославляем, к себе призываем, да пребудет Мудрость Твоя со всеми древними родами наша ныне и присно, и от Круга до Круга!
6 мая - СВЯТОЧЬ День Освящения Семейных Союзов.
13 мая - День ВЕДА _ ИНТА. День почитания Священных Вед, что даровали Светлые боги Родам Расы Великой.
17 мая - День Матери Сырой Земли. День почитания Богини Мать Сыра Земля. Богиня - Покровительница ...Земли. Богиня плодорродия. Мать Бога Волха - Хранителя Волхаллы.
20 мая - День ЛАДЫ Богородицы День почитания Богини Лады Богородицы, Матери небесной, Матери большенства Богов Расы Великой, Богородица - Покровительница Великой Рассении.
Гимн Ладе Богородицы: Ой, ты ЛАДА Матушка! Матерь Сва Пречистая! Не оставь нас без Любви и Счастья!Благодать свою ниспошли на нас, яко и мы чтим и славим тТя ныне и присно, и от Круга до Круга, до вкончания Времён, пока светит нам Ярило-Солнце!
29 мая - День Бога ВЫШЕНЯ День почитания Бога ВЫШЕНЯ. Бог-Покровитель нашей Вселенной а Мире Нави.
Гимн Богу ВЫШЕНЮ: ВЫШЕНЬ Великий, Слави всей Покровитель! Услышь зов наш, Тя прославляющий! Помози в леаниях наша и разреши все споры наша, ибо благ Ты к РОдам наша ныне и присно, и от Круга до круга!
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 29.4.2009, 08:22

[font=Cursive]1 мая – Радоница, Красная горка.[/font]
Фрейя @ 4/5/20О8, 13:31 писал(а):
Юнона @ Сб Май 03, 20О8 9:39 am писал(а):Расскажите пожалуйста о празднике Красная Горка !
Понимаю, что этот праздник не имеет никакого отношения к христианству, предполагаю, что он языческий, схожий с масленицей, но хотелось бы узнать по-подробней... говорят, что свадьбы на Красную Горку приносят много лет совместной счастливой жизни.
Да Юнона Красная горка,он же Радуница праздник перешедший из древних времён в нынешние.Церковни вообще много праздников языческих переделали в христианские...Гы!Даже мучеников понаходили подходящих к каждому случаю. :)
Этот праздник возник из культа солнца,когда зимой солнце умерает,а весной возраждается и побеждает зимнюю стужу,то есть смерть деревьев и трав...Языческий характер радуницы не подлежит сомнению. Обычай поминать покойников во время весенних праздников возник, вероятно, в силу такого представления: зимой природа замирает, а весной оживает; такая перемена происходит и с душами умерших вместе с травами, цветами и деревьями души покойников оживают и некоторое время живут в реках освободившихся от оков льда. Восточные славяне верили, что покойники на зиму улетают в рай, а весной воскресают. При первом проблеске весны они говорили: “Родители из могил теплом дохнули”.В Рязанской губ. Фомин понедельник и вторник называется навий день, т. е. день мертвецов. Часто этот праздник называют родительская; в простом же народе он неизменно называется радуницей.

Вот ещё нашла "Радуницкая неделя начинается с Фомина воскресенья и вмещает в себе старые обряды наших отцов. Первый день сей недели называют: Красная горка, понедельник: Радуницею, вторник: Ноской, или Навий день, или Усопшие радаваницы. На этой неделе отправляют: хождение вьюнитства. Малоруссы Фомин понедельник называют: могилками, гребками, проводами; а в Мохновском округе Киевской губернии величают сей день: бабским праздником. В Киеве наша Радуница известна под именем: проводов. Болгары справляют свою Радуницу на могилах родителей, пируют с родными и катают по могилам красные яйца.
КРАСНАЯ ГОРКА

Красная горка на Руси составляет первый весенний праздник. Великоруссы здесь встречают весну, венчают суженых, разыгрывают хороводы. Малоруссы отправляют свои веснянки, ходят с песнями по улицам.
Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликают весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходят на холм или пригорок, под предводительством хороводницы. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входит в круг с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и начинает песню:

Весна красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке и проч.

В Калужской губернии поселяне зазывают весну также с песнями. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставится на горке; кругом его сбираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сожигают чучело с песнями и плясками. В степных селениях встречают весну с одними песнями, без всяких обрядов.
В Вязьме выходят невесты и женихи в праздничных нарядах погулять на Красную горку. Здесь невесты выглядывают своих женихов. Там очень часто случается, что на этот день происходят и самые рукобитья.
В Буйском уезде для встречи весны взрослые девицы и холостые ребята, при восхождении солнца, обливают себя водою на открытом воздухе. Отчаянные и смелые купаются в реках. После на сходбище поют песни, перепрыгивают чрез плетень огорода, взлезают на деревья, ходят вереницами вокруг сенных стогов. В это время они поют:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью и проч.

На Красную горку начинается и поминовение родителей. В Спасске-Рязанском девицы и женщины в жаленом платье (траурном) выходят на кладбище поклониться своим родителям. Сначала, по обыкновению, плачут на могилках с разными причитаниями о житье-бытье покойников, потом принимаются раскладывать по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходят по могилам в гости. Здесь старые занимаются угощением, а молодые катают по могилам красные яйца. Остатки вина выливаются на могилы. С кладбищ отправляются в праздничных платьях разыгрывать Красную горку в хороводах.
На Красную горку начинают играть: в горелки, сеять просо, плести плетень, прославлять заинку, сходбище Дона Ивановича.
В Малороссии и по всей Украине ходят дети по домам славить ярь и зеленачку. Дети носят с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходят по улицам и поют веснянки.
ВЬЮНЕЦ

Вьюнец принадлежит к незапамятным, старым русским обрядам. Этот обряд, доселе не вполне объяснимый, упоминается в 25 вопросе Стоглава: "И на Радуницу Вьюнец и всяко в них бесование". Остатки сего обряда состоят в хождении по улице - с вьюнитством, в пении обрядных песен в честь новобрачных. Вьюнец справляют в одних местах в субботу на Святой неделе, в других в Фомине воскресенье. < ... >
В селениях Семеновского уезда Нижегородской губернии Вьюнец справляют в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбираются с рассветом за околицею, а потом толпою ходят по улицам. Подходя к дому, они поют песни. Молодые угощают взрослых вином, а детей оделяют деньгами. Вечером на эти деньги покупается вино и пряники. Девицы разыгрывают хороводы, а молодцы бьются на кулачки и борются один на один.
В Переславле-Залесском народ хаживал по улицам для отыскания молодых, вьюна и вьюницы. Подходя к их домам, холостые приговаривали у окон: "Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!" Молодые обязаны были выдавать, из окна кулич, окрашенные яйца, поить вином и брагой. В селениях Нерехтского уезда ходят ребята беседами по домам и поют под окнами: "Вьюн да вьюница, давай яйцо; а не дашь яйцо, придет ветрица". Окликальщикам выдаются яйца, а где есть новобрачные, там угощают их вином и брагой. Собранные яйца употребляют на яичницы. В Галиче хождение народа происходит ночью, до самого рассвета. Вьюнишники распевают под окнами: "Юница, молодица! подай яйцо в перелечу". Молодые угощают ребят вином и брагой, детей ладышками и казанками, девиц пряниками и красными яйцами.

(продолжение в следующем посте)
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 29.4.2009, 08:26

Фрейя @ 4/5/20О8, 13:32 писал(а): [font=Cursive]Радуница, называемая иначе: радунец, радоница, радавница, радованица, сопровождается особенными обрядами и песнями.[/font]
В Нерехте сохранилась поговорка: Расплакалася, как усопшая радуница. В одной народной песне поют: "Как зять звал ли тещу ко Радунице". В Костромской губернии Радуница бывает в Фомино воскресенье, а в других в понедельник. Белоруссы справляют свою Радуницу во вторник, как и рязанцы. В наших летописях слово радуница принималось за времясчисление. Так, в Киевской летописи бывший пожар 16 апреля 1493 года показан, что был на Радуницу. Апреля 16 приходилось тогда во вторник Фоминой недели. Троицкий летописец, упоминая в 1372 г. о нападении Литвы на Переславль, говорит, что оно было по Велице дни на другой н едели во вторник, на заутрие по Радунице. В Стоглаве находим обвинение на тех, которые оклички на Радуницы, творят.

В Москве в Фомин понедельник сохранилось гулянье в гостином ряду. Сюда женщины сходятся покупать остатки за дешевую цену. В Туле на этот день ходят женщины на кладбище поминать родителей с калачами и кануном. В Устюге Великом, в память события 1445 года, бывает крестное хождение на убогий дом, а вечером отправляется гулянье в сосновой роще, при кладбище. В Иркутске Радуницу справляют на Крестовой горе. Сюда, как на общее кладбище, сходятся поминать усопших, гулять с родными и знакомыми и пировать за упокой родителей, чем бог послал. В Киеве поминали прежде родителей на горе Скавице. Здесь, после панихиды, происходило в семейных кружках угощение. Бурсаки певали тогда особенные плачевные канты.

Белоруссы выходят во вторник на могилы своих родителей, в 2 часа пополудни, обедать и поминать их за упокой. Сначала начинается катание на могилах красных яиц, потом обливание могил медом и вином. Яйца раздаются нищим. Могилы накрываются белым столечником, устанавляются кушаньями. По старым приметам кушанье должно состоять из нечетных блюд и сухих. Богатые снабжают бедных кушаньями для родительской трапезы. После сего приветствуют родителей: "Святые родзицели, ходзице к нам хлеба-соли кушац!"- И садятся на могилах поминать их. По окончании поминок говорят: "Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада". Остатки кушанья раздаются нищим, и день оканчивается при корчмах с песнями и плясками. Славянские Дзяды, по своему сходству с нашей Радуницею, заслуживают особенное внимание.

Обкладывание родительских могил на Фоминой неделе почитается у русских в числе необходимой принадлежности старых людей. Сюда сходятся женихи и невесты испрашивать благословение у своих покойных родителей на любовь и союз и в воспоминание своего обета кладут на могилы красные яйца.

Радуницы напоминают нам древние тризны. наших праотцев, сопровождаемые поминками, жертвами и возлияниями в память усопших. Дьякон Лев Калойский говорит: "Русские, следуя языческим обрядам греков, совершали жертвы и возлияния в честь усопших". Кажется, что русские переняли у греков и римлян только возлагание яиц на могилах. У греков этот обряд принадлежал к числу умилостивительных жертв над усопшими.

В Орловской губернии на Радуницкой неделе поселяне прогоняют смерть из своего села. В полночь девицы выходят с метлами и кочергами и гоняют по полю смерть. В степных губерниях женщины убирают всю неделю свои избы и на ночь оставляют на столе кушанье для покойных родителей. Они твердо уверены, что их покойные родители на Радуницкой неделе заглядывают в избы к своим родным и наказывают тех, которые не приготовятся к этому.

В Тульской и Костромской губерниях на Радуницкой неделе поселяне и горожане окликают первый дождь. По преданиям известно, что прежде в окликании дождя участвовали все возрасты; а ныне только этим делом занимаются одни дети. При появлении тучи или облаков дети выбегают на улицу и нараспев причитывают:

Дождик, дождик!
Снаряжайся напоказ.
Дождик, припусти,
Мы поедем во кусты,
Во Казань побывать,
В Астрахань погулять.
Поливай, дождь,
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен
Поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти,
Посильней, поскорей,
Нас, ребят, обогрей.

После сего дети дожидаются дождя, распевая свою окличку несколько раз: а когда пойдет дождь, то они умывают им лицо и руки. Если при дожде появится молния, тогда выбегают на двор девицы и женщины и умываются дождем с золота и серебра. Для сего выносят в чашке каждая из них золотые и серебряные кольца. Все это делается с полной уверенностью помолодеть и похорошеть. "
http://istoki-folk.narod.ru/prd5.html
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 29.4.2009, 08:29

[font=Cursive]02.05 - Русальный день.[/font]

В этот день в Нави забытые души узнают о начале весны в мире живых. Бурлят перекаты на лесных речках, клокочат ручьи. Реки оживают. Это уже не мутные талые воды, несущие накопившийся за зиму на берегах мусор. Чистая холодная вода проносится мимо зеленеющих свежей листвой берегов.С наступлением тепла по высокой воде начинают свои игрища русалки. Русальный день приходится на четверг первой седмицы травня.

В этот день, [font=Cursive]10 травня (10.05), славяне празднуют именины Земли.[/font]Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:

Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.

Повернувшись на запад, продолжают:

Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, во смолу горючую.

Обратившись к полудню, произносят:

Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.

На полночь обращаются:

Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.

После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.

После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: “Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи”, гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать ее от ворогов.

Зачин оканчивается славлением:

Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.

После зачина освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Лана Свет
Сообщения: 9814
Зарегистрирован: 20.4.2008, 04:11

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Лана Свет » 29.4.2009, 08:40

[font=Cursive]2 мая. - День почитания Мудрости Бога Крышеня.[/font]

Изображение Крышень , Андрей Мазин

Бог-Покровитель Древней Мудрости. Бог, управляющий совершением Обрядов и Праздников, наблюдающий, дабы не было кровавых жертвоприношений.
Гимн Богу Крышеню: Бозе Заступа, Крышень Великий! Ты светлых Земель всех во Сварге Покровитель! Тя прославляем, к себе призываем, да пребудет Мудрость Твоя со всеми древними родами наша ныне и присно, и от Круга до Круга!

В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он — один из главных. Напомним о его деяниях.
Крышень (в Индии его называли Кришной) — сын Всевышнего и богини Майи, то есть он доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя и был значительно младше его. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Это деяние Крышня воспето в священной «Книге Коляды»:

Зажигайте Огонь Священный!
Пусть пылают огни горючие — высоко до самого неба!
Почитайте и помните Крышня,
Сына Златой Майи и Вышня!

Победу нового бога небожители решили отпраздновать в Яви. Но сам герой воспротивился, спросил: «Почему вы пьете сами священной напиток сурью, но не даете ее людям?» И поскольку никто не захотел ему ответить, Крышень оседлал птицу Гамаюн и взлетел на ней в Синюю Сваргу, к своему отцу Вышню. Там он наполнил чашу сурьей и принес на землю людям. Об этом также есть запись в «Книге Коляды»:

Сурья — мед, на травах бродивший!
Сурья — также и Солнце Красное!
Сурья — Вед понимание ясное!
Сурья — след Всевышнего Вышня!
Сурья — истина бога Крышня!

«Книга Коляды», II 6

Сурья — это согревающий медовый напиток, позволивший людям выжить в условиях лютого холода. Но это не дурманящее зелье, ведь оно давало «Вед понимание ясное». Как и из чего готовилась сурья? Исследователь русских верований и обычаев Юрий Миролюбов дал детальный рецепт приготовления этой суряницы:

«Для приготовления этого напитка требовалось около килограмма высевок, которые варили на воде, затем сваренный настой пропускали через сито, и это действо называлось "сеять суряницу". Затем, сварив около ведра зеленой травы, ее тоже лили через сито, на дно которого клали овечью шерсть».
Нужно сказать, что у древних индийцев, которых по их священным книгам, Ведам, Миролюбов называет ведийцами, русская сурья называлась сомой, а иранские арийцы знали ее под именем хаомы. Поясним, что высевки — это шелуха, содранная с зерна на мельнице жерновами и остающаяся еще в муке.
Но вернемся к рецепту приготовления священного арийского напитка: «Процедив зеленый отвар, к нему прибавляли четверть объема меду. Жидкость к этому времени должна быть еще теплой, но уже не горячей. В нее добавляли сухих, ягод шиповника, вишен, терну, слив, груш, яблок и муки.

Все оставляли стоять три дня, а после этого, добавив изюму, запускали дрожжами, для чего жидкость подогревали отдельно и, примешав ко всему, оставляли в деревянной кадке. Три-четыре дня все бродило. После первого брожения к сурянице добавлялась кружка молока и наливалась мерочка топленого масла. После двух недель сильного брожения, к ней прибавляют еще меду или сахару и делают небольшое количество заварного хмеля, которое и прибавляют. После второго брожения бочку закрывают "кружком", то есть вставляют глухое днище, и так оставляют выстояться с месяц. Через месяц днище выбивают и пробуют. Если суряница еще очень сладкая, то ее оставляют снова выбродить, а затем наливают в чистый бочонок, в который кладут дубовых деревяшек, лучше в зеленой коре».

Старые люди были убеждены, что над этим чудесным напитком, кроме людей, трудятся многие добрые духи. Во-первых, это Кветуня — богиня цветов. А также Просянич, Пшенич и Зернич — великие знатоки брожения зерен.

Пить Суряницу следовало строго пять раз в день (так и в Ведах написано). Она помогала от многих болезней и надежно защищала от злых духов.

В «Книге Коляды» описаны и дальнейшие приключения Крышня. Он отправился в странствия по миру Яви и прибыл на Солнечный остров (Родос в Средиземном море), где повстречал дочь владычицы моря и солнца Ра — прекрасную Раду. Крышень посватался к солнечной дочке, но ее отец ответил жениху, что отдаст ее только тому, кто выдержит три испытания.

Первое из них заключалось в том, что нужно было на коне подскочить к самому окну высокой башни Рады. У девушки, сидящей у окна, нужно было снять с пальца кольцо и поцеловать ее в губы. У Крышня был удивительный белый конь, на котором он спустился с небес, и потому ему ничего ни стоило справиться с этим заданием. Он вручил Ра кольцо и тем самым доказал, что долетел до окна Рады.

Второе задание было посложней. Жениху нужно было за один день укротить дикого Златорогого Тура, запрячь его в плуг, вспахать поле, засеять рожью, вырастить и собрать урожай, сварить пиво и угостить им гостей! Крышень совершил невозможное и на закате преподнес Ра бочонок свежесваренного пива. Отец невесты хмурился, но пиво пил да похваливал: напиток получился отменный!

А вот третье задание, на первый взгляд, могло показаться самым простым: следовало найти в поле маленький ключик, который отпирал замок на косе Рады. Таков был древний обычай на Родосе — косу незамужних девушек запирали на замок. Только тот, кто сможет открыть этот замок, расплетет косу, а расплетание косы означало замужество.

Крышень отыскал маленький ключик среди огромного поля, поднял его и пришел к башне Рады. И, как ни отбивалась гордая красавица, он смог открыть замок на косе. Так солнечная дева стала женой Крышня.
http://godsbay.ru/slavs/krishen.html
В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, - то, что уступили, простили, отдали.
Петр Мамонов

Аватара пользователя
Анюта
Сообщения: 3786
Зарегистрирован: 22.4.2008, 02:09

Re: Коляды Даръ - календарь

Сообщение Анюта » 27.5.2009, 07:04

1 июня- по Коляде-Дар -День Бога Яровита или Ярилы.

Ярило Вешний (Мужской День)

Сакральный День - 23 цветеня.

К моменту празднования Ярилы Вешнего Природа завершает свои основные весенние циклы пробуждения от зимнего сна, и посему этот день отмечается в народе, как день, когда бог Ярило на своём белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает леса - дабы раздать свои наставления волкам. Весьма распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего - является кормление волков, то есть содействие экосистеме, давая тем самым возможность молодым, неокрепшим животным не стать добычей оголодавших за зиму волков. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день - день «волчьего пастыря».
Основным мотивом празднования Ярилы Вешнего, победившего ещё в первые дни Весны - Скверну, является обрядовость, приуроченная защите от «потомства скверны» (болезней и прочих невзгод), которым в это Сакральное Время можно нанести сокрушительный удар. Таким образом, в отличие от Лельника, обрядовость которого направлена на обретение, обрядовость Ярилы Вешнего направлена на избавление от всего лишнего, будь-то хозяйственные, социальные либо же личные неурядицы. Лучшим помощником в этом деле является сам Ярило, то есть - Свет от этого Бога, который в этот день символизирует собой и оружие победы над скверной (Луч - традиционный образ Копья Ярилы) и дар, который Победитель приносит Земле. Единственным условием удачного проведения обряда является абсолютная искренность и чистота просьбы, ведь Победитель Скверны не потерпит её проявления и в человеке. Лучшим вариантом обращения к Солнцу - является проводимая в уединённом месте Встреча утренней Зари. Во все времена такие обряды на Ярилу Вешнего считались лучшим, а зачастую и единственным, средством избавления от порчи, сглаза, проклятий, а так же любых других болезней (в том числе и неизлечимых).
Не менее важной стороной обрядности этого дня является умывание или, буквально, купание в Утренней Росе - так как целебные свойства Солнечного Света передаются больше всего именно этой Росе. В день Ярилы Вешнего русской народной традицией уделяется Росе и Свету особое значение, на что указывает и обычай пахать землю в этот день с раннего утра и до позднего вечера, а после - продолжать игры на том же поле, уже непосредственно до заката. Поэтому это один из немногих Праздников, в которые нужно обязательно работать, а не только отдыхать.
Говоря о сакральной части Празднования Ярилы Вешнего, надлежит отметить постоянство в борьбе со скверной и её плодами. В этом противостоянии существует и строгое правило - беспощадной борьбы (в сакральной войне). Поэтому этот Сакральный День является Мужским Днём (бога Ярилы), ибо Женщинам (богини Лели) свойственно миролюбие (которое недопустимо в борьбе со змеем Скверной). Воинственность, унаследованная мужским полом от бога Ярилы - это характерная черта Русского Народа, в каждую из своих исторических эпох противостоявшего оккупантам, которые во все времена виделись именно в качестве Змея (Змия, Змея-Горыныча и т.д.). Поэтому бог Ярило является покровителем всех освободительных войн и всего, что связано с национальным достоинством. Образ бога Ярилы, готового в любой момент пронзить змея копьём, указывает на то, что каждому мужчине, будь то даже труженик (а не только воин), свойственно в одно мгновение преисполниться Сакральной Яростью в Борьбе со Скверной. Посему, лучшим и единственным подарком к этому Празднику может являться только Оружие, которое вопреки суеверию, вовсе не нужно «оплачивать» при дарении, так как дарится оно не для забавы, а во имя Защиты - особенно того, кто и подарил это Оружие. Поэтому подарок на Ярилу Вешнего - становится оберегом для самого дарителя.

Ответить

Вернуться в «ЗапоВЕДные традиции»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость