14 мая - Еремей-запрягальник, Еремей-яремник, запашник, засеватель, яремник, посевы, пролетье
Этот день - третья и последняя встреча весны, пролетье. Про этот день говорили: самая ленивая соха - и та в поле. Святой Иеремия получил у народа название Запрягальника, или Запашника, так как обыкновенно именно в это время начинались важнейшие, самые тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для рабочего скота работы, и нет ничего удивительного в том, что, принимаясь за них, крестьяне просили Божьей помощи. Считали, что в этот день сам пророк Иеремия запрягает на небе свою колесницу, засевает хлеб и особенно помогает земледельцам, обращающимся к нему с молитвой о помощи.
Иеремия, по верованию нашего народа, когда люди и скот изнемогают от трудов, сам невидимо впрягает животных и доканчивает работы в поле. Поводом к этому народному представлению о пророке могло послужить отчасти созвучие имени Иеремии с названием ярма; отчасти то, что он во дни своих пророчеств носил на своей "вые узы древяны и клады".
Крестьяне с первой майской росой выходили сеять, перед выходом в поле отслужив, по традиции, молебен пророку Иеремии. Вступив на поле, засевальщики - обычно это были хозяева - молились на запад, восток и юг, бросали на каждую сторону по горсти жита с низкими поклонами и потом уже начинали работу. Считалось, что если этот день будет погож, то все время для хлебной уборки будет хорошее. При плохой погоде - всю зиму маяться. В этот день начинались майские гулянья.
Приметы на 14 мая
Последняя встреча пролетья - последняя неделя сева.
Если солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.
Если этот день будет погожим - уборка хлеба будет пригожей.
Когда на елке шишки станут красными, а на сосне позеленеют - сей ячмень.
На Еремея непогода - всю зиму промаешься (будет суровая зима).
Пала роса с вечера - к ясному дню.
Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины будет в кругу.
Сей неделю после Егория (6 мая), да другую после Еремея.
Яровую рожь и пшеницу сей в полнолуние, а овес - два дня спустя или двумя днями раньше.
Еремей - про посевы разумей.
Яровой хлеб сей с одышкой и поглядкой.
Рожь говорит: сей меня в золу да в пору; а овес говорит: топчи меня в грязь, а я буду князь.
Сей овес хоть в воду, да в пору. т Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
