Сообщение
Янина » 22.10.2015, 00:41
Курсы музыкального воспитания по методике Сонатал.
Мелодия начинает звучать внутри. Особенно если колыбельная народная, то они просто построены по кольцевому гипнотическому принципу (поэтому они гораздо лучше даже очень красивых эстрадных и мультяшных колыбельных). В наш век мобилей в кроватку, люлек-баунсеров, шезлонгов и прочих умных приспособ, про колыбельные как-то забыли.
Делюсь интересной статьей Тины Георгиевской про влияние колыбельных.
У кота ли, у кота,
Колыбелька золота,
У Ванюши моего
Есть получше его.
Так укачивали младенцев наши пра и пра-прабабушки. И неважно, была ли у ребенка «золотая колыбелька» или же он спал в простой деревянной люльке, - засыпая, он слышал одни и те же напевы. В крестьянской семье младенца баюкала мать, а в богатые дома нанимали кормилиц, нянек, «пестуний», которые знали бесчисленное множество старых колыбельных и могли на ходу «плести» новые «байки» до тех пор, пока самый крикливый малыш не засыпал, глубоко и крепко.
Маленький ребенок, грудной младенец, - существо столь же непостижимое, как «инопланетный разум». Как общаться с ним, на каком языке разговаривать, как понять, чего он хочет, как объяснить, чего от него хотим мы, взрослые? Молодая мать приходит в отчаяние: лежит в тепле, сухой, накормленный, ну чего он кричит, чего ему еще надо?! В старину таким «языком», который «понимают» младенцы, были колыбельные. И сейчас, повинуясь инстинкту, матери, укачивая малыша, начинают «говорить стихами», нараспев, заново изобретая то, что было отработано и отшлифовано многими поколениями.
Древние колыбельные песни существуют у всех народов мира, и везде они играли роль маленького домашнего волшебства. Главная функция колыбельной абсолютно прикладная: ее поют, чтобы ребенок поскорей заснул. Дети часто не хотят, чтобы им пели колыбельные, зная, что заснут даже против своего желания. Каким образом «работает» колыбельная? Лингвистическая структура колыбельных больше всего напоминает заговоры, слово «баюкать», «байкать», означает – уговаривать, заговаривать. И напев их скорее речетативен, чем мелодичен, мелодическая формула крайне проста, но заканчивается не на «точке», а на интонационной запятой: таким образом колыбельная мелодия – это бесконечный круг или орнамент, который, как вращение магического кристалла, погружает слушателя в трансовое состояние.
Гарсиа Лорка о «первобытных» колыбельных говорит как о «настойчивом, почти навязчивом использовании одной и той же ноты; последняя черта свойственна некоторым формулам заклинаний и даже тем речитативам, которые можно было бы назвать доисторическими».
Той же цели служит и особая ритмика колыбельных; кроме того, мать автоматически «настраивает» темпоритм песни под тоны своего сердца, а это как раз тот ритм, к которому ребенок привык еще до своего рождения и который действует на него умиротворяющее.
В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.
Ребенок воспринимает присутствие матери через ее голосовые вибрации и через ритм пения, даже если он еще не научился ее видеть!
Баюкотерапия
Благодаря такому успокаивающему воздействию, колыбельные в значительной мере смягчают процесс становления ребенка, как самостоятельной, отдельной от матери, личности. На психологическое и физическое состояние младенца влияет и настроение матери, и ритм ее дыхания, и интонации ее голоса. Ребенок начинает реагировать на звук, начиная с 14 недель внутриутробного развития. Известно, что еще две тысячи лет назад китаянки общались со своими будущими детьми при помощи специальных песен. И в течение некоторого времени малыш неотделим от матери, от ее голоса, от ее тела. В возрасте 1-2-х лет естественный разрыв с телом матери и первые проявления собственного «я» проходят болезненно; согласно Ж. Лакану, это источник «психической драмы», это первые разрывы и раны, наносимые ребенку. При помощи колыбельных песен этот разрыв сглаживается, и «острый» период проходит более гладко и незаметно.
Еще одно удивительное свойство колыбельных: ученые обнаружили, что колыбельные, в какой-то мере, учат ребенка спать!
Сон для грудного ребенка занимает большею часть времени жизни, тем более он важен для нормального развития младенца. Нейрофизиологи говорят о том, что для того, чтобы «включилось» засыпание, синхронизирующие системы мозга должны созреть, а они развиваются под влиянием внутренних и внешних ритмических стимулов, таких как укачивание и колыбельные песни, поглаживания. Если становление механизмов, включающих определенные стадии сна, замедляется или нарушается, то ребеночек начинает укачивать сам себя, раскачивается из стороны в сторону, трется головой о подушку и т.д. Таким образом укачивание и колыбельные оказываются необходимым стимулом для «запуска» естественных биоритмов мозга.
А в исполнении матери, колыбельные песни оказывают на ребенка буквально гипнотическое воздействие. Об этом свидетельствуют, в частности, исследования известного детского психиатра Бориса Драпкина. Материнский голос, конечно же, имеет для ребенка особое значение, но колыбельные будут «работать», даже если их поют «бабушки и нянюшки». Колыбельные оказывают терапевтическое воздействие независимо от «исполнителя» и даже от слушателя: они благотворно влияют не только на грудных младенцев, но и на вполне взрослых людей.
Ученые Геттингенского университета в Германии в ходе ряда экспериментов выяснили, что записи старинных колыбельных песен излечивают бессонницу быстрее и эффективнее большинства новейших снотворных препаратов. В этом случае, действует сочетание ряда осознаваемых и неосознаваемых психологических и физиологических факторов - в т.ч. ритмостимуляция, выработанные множеством поколений семантические словесные формулы, и многое другое.
Терапевтическое воздействие оказывают именно колыбельные на родном языке с древним архитипическим напевом. К сожалению, авторские, «придуманные» колыбельные (про «ветер, солнце и орла», про то, как «спят медведи и слоны»), несмотря на замечательные стихи и мелодию, такой силы воздействия не имеют.
Бука и все-все-все
В старину, помимо «усыпляющей» функции, колыбельные играли еще и важную «охранительную» роль, роль оберега. Они, по древним языческим верованиям, защищали ребенка от злых духов. Наши предки считали, что явившийся из небытия младенец еще не совсем человек и пока не до конца принадлежит миру живых. Из новорожденного надо было изгнать духа того мира, а после уж окончательно «вылепить» из него человечка. Особенную власть эти духи брали во время засыпания и сна, который является как бы «малой смертью»: сон похож на то состояние, когда ребенок еще пребывал в ином мире, до того как явился в мир живых.
Бай, да побай, хоть сейчас помирай,
На погост тебя снесем и земелькой затрясем.
Такие «смертные» колыбельные как бы не имели адресата, к ребенку не обращались по имени, и, вероятнее всего, пожелания смерти относились к «двойнику» ребенка, к «буке», который заставлял младенца беспричинно плакать и кричать, не желая покидать насиженное место. Буку в колыбельных прогоняют, посылают «под сарай», где раньше «хоронили» послед (в представлениях некоторых народов послед – родной брат новорожденного, имеющий с ним мистическую связь).
По большей части эти поверья забылись, и существование смертных колыбельных сами исполнители объясняют так: «ребенок испугается и от страха заснет».
Колыбельные в старину пели ребенку до двух лет, то есть в то время, когда его качали в люльке (люлька, колыбелька, тоже имела особую охранительную функцию). После двух лет ребенок считался уже «совсем человеком», и его клали спать на взрослую кровать
Однажды наступает момент, когда что-то щелкает,
и ты начинаешь смотреть на все совсем другими глазами.
И больше никогда не будет тебя прежней.
Вот же ж .... похоже у меня метроном